return_links(2); ?>
return_links(2); ?>
return_links(2); ?>
return_links(3); ?>
www.myasnikov.net
Сайт посвящен творчеству художника Мясникова Игоря, галерея картин, живопись, рисунки, акварели, авторская фотография
купить картины для интерьера
КУПИТЬ КАРТИНУ
Михаил Сидлин
Серый арт рынок или Почему трудно построить рейтинг
современных московских художников


Русский рынок современного искусства похож на мираж. То есть увидеть можно, а пощупать - нет. Потому что при прощупывании продавцы и покупатели начинают разбегаться.

Артрынок - это серый рынок. То есть не тайный, черный - произведениями искусства все-таки не торгуют из-под полы, как наркотиками. Но и не вполне прозрачный - здесь слишком часто платят наличными, поэтому и покупатель, и продавец обычно заинтересованы в неразглашении сделки. Как сказала обозревателю "НГ" (при условии полной анонимности) одна из известных московских галеристок: "Ты знаешь, я была бы рада поставить у себя кассовый аппарат и платить все налоги, но ведь все равно мне будут платить налом". Источники нала обсуждать не станем.

В России нет прозрачных компаний. И галереи современного искусства - не исключение. Поэтому и степень "прозрачности" русского артрынка значительно меньше, чем на Западе. Хотя и там работа художественного рынка связана во многом именно с возможностью бесконтрольной конвертации наличности в произведения искусства и обратно. Но все-таки самые дорогие продажи современного искусства в Европе и Штатах происходят публично. И происходят на вторичном рынке.

Александр Косолапов, "Микки и Минни" - двухметровая бронзовая скульптура. $40 тыс. Галерея Гельмана.

Современное искусство - это эксклюзивный товар. Потому что тираж произведений ограничен. Инвестиции в них выгодны, когда спрос на художника растет. Работа, вовремя закупленная галереей или коллекционером, выгодно продается после повышения спроса. Так работает артрынок на Западе - благодаря перепродажам. В России вторичный рынок для современного искусства очень слаб, потому что весьма мало примеров успешных перепродаж. Наоборот, самое громкое событие на вторичном рынке за последние годы - аукцион "Гелоса" по продаже коллекции Инкомбанка в апреле 2002 года - сбил цены и показал, что инвестиции, сделанные в современное искусство в девяностых, были экономически неоправданны, ведь холсты в "Гелосе" часто продавались по цене более низкой, чем та, по которой они покупались Инкомбанком. Так что рынок современного искусства в Москве не перешел пока ту точку, за которой, собственно, и начинается рост. Вот вторая причина, по которой галеристы не любят говорить о продажах.

Есть еще одна закавыка. Французские художники лучше всего продаются во Франции, американские - в Америке, а вот про наших этого сказать нельзя. Рынок российского современного искусства и российский рынок современного искусства - не одно и то же. Самые известные художники - выходцы из бывшего СССР - живут за пределами страны, как Илья Кабаков, их произведения - часть прежде всего интернационального рынка: так, ни одной работы Кабакова девяностых не было продано в России. Эта проблема существует и для художников, прописанных в Москве: картины Валерия Кошлякова или дуэта Виноградов/Дубоссарский сегодня лучше продаются на Западе, чем в России. В результате мы имеем экспортную модель. Так, галерея "Айдан" получает большую прибыль от участия в "Армори шоу" в Нью-Йорке, чем от участия в "Арт-Москве". Скажем, полиптих Рауфа Мамедова был продан этой галереей в 2004 году в Нью-Йорке за 35 000 долларов.

Самой успешной продажей на российском рынке до сих пор остается опыт более чем десятилетней давности. В 1993 году на последней ярмарке "Арт-МИФ" в Манеже инсталляция Александра Якута была куплена в коллекцию банка "Империал" за 250 000 долларов. Где тот банк? Где та коллекция? И где та инсталляция? Об этом сегодня не знает сам художник, который, впрочем, готов сделать авторское повторение. Но вряд ли удастся продать его за те же деньги.

Сегодня цены другие. И любой художник, выскочивший за планку в 10 000 долларов, уже может быть признан удачливым в Москве. К примеру, продан за 30 000 долларов портрет Патриарха Алексия, написанный Фаридом Богдаловым и Сергеем Калининым. Небольшая (120х150) картина - один из многих десятков эскизов к их огромному полотну "Заседание Федерального собрания". За образец было взято репинское "Заседание Госсовета", но вот герои - другие: современные политики. Так что успешно можно продать хороший портрет. И не только Патриарха Церкви.

Лев Семенович Рубинштейн - живой классик московского концептуализма. Его портрет, написанный живописцем Семеном Файбисовичем, был продан не так давно галереей "Риджина" за 20 000 долларов. Суть в том, что портрет - одна из лучших работ Файбисовича, выполненная в духе фотореализма и задуманная еще в конце восьмидесятых. Теперь она украшает одну из московских корпоративных коллекций.

Новые богатые готовы покупать современное искусство. Но пока что они боятся вкладывать в него деньги всерьез. Немногочисленные исключения лишь подтверждают правило: сегодня на русском рынке хорошо расходятся лишь работы стоимостью 8-10 тыс. долларов максимум.

Михаил Сидлин
http://www.ng.ru/
опубликовано 25 мая 2004 года
 
Статьи из разных источников
читать далее