В.В. Филатов
НАСТЕННАЯ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ ХРАНЕНИЯ
Сохранность настенной масляной живописи, так же как и сохранность прочих
видов настенной живописи, определяется целым рядом факторов. Среди них допустимо выделить те, которые
к настоящему времени ни от кого уже не зависят (первая группа факторов), и те, обеспечение которых
зависит от служб, отвечающих за памятник архитектуры в целом, а в период реставрационных работ -
от реставраторов здания и художников-реставраторов (вторая группа факторов).
Факторы первой группы оцениваются при непосредственном осмотре произведений настенной масляной живописи, а также
в ходе их физико-химических исследований. Среди этих факторов есть такие, которые обусловлены исторически:
прежде всего местоположение памятника архитектуры и расположение внутри него или снаружи произведений
настенной живописи. Кроме того, в первую группу можно включить и особенности материалов, из которых
сооружено здание и которые являются подосновой настенной живописи. Наиболее употребительные строительные
материалы - кирпич, древесина. Снаружи и изнутри стены, своды, перекрытия и т. д. могут быть покрыты
штукатурками, обшиты досками и листами металла. От атмосферных осадков здания защищены металлическими
кровлями, тесом, шифером (как правило, временно). Гидроизоляцию от паводковых и подпочвенных вод
обеспечивают фундаменты.
Основами под масляную живопись могут быть штукатурки различного состава,
древесина, ткани (реже - бумага и картон), металлы.
Как подосновы, так и основы делались многослойными с тепловой и гидроизоляцией
слоев друг от друга, причем строителями предусматривались возможности колебания температуры снаружи
и внутри здания, периодические увлажнения и движение воздуха.
Факторы второй группы определяются соблюдением норм эксплуатации здания, имеющего произведения настенной масляной
живописи. Пользователь обязан обеспечить защиту росписей от неблагоприятных воздействий атмосферной
среды, от проникновения влаги через подоснову, грунт и красочный слой, от осаждения на поверхности
произведений воды и растворенных в ней кислот, щелочей, от пыли, копоти и других агрессивных засорителей воздуха. Кроме того, объект нуждается в защите от биоразрушителей (водорослей, бактерий,
грибов, личинок жуков-точильщиков), от резких колебаний температуры и влаги, вызывающих изменения
объемных параметров строительных материалов и материалов живописи, а также от механических повреждений.
Приступая к работе, художник-реставратор обязан хорошо представлять себе
весь комплекс описанных выше факторов для определения степени готовности объекта к проведению реставрации.
ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНЫЙ РЕЖИМ
Главным фактором, определяющим состояние произведений живописи, является
температурно-влажностный режим (ТВР). Он замедляет или стимулирует физико-химические, физико-механические
и биологические процессы, влияющие на сохранность произведения. Монументальную живопись, в отличие
от станковой, как известно, невозможно быстро переместить в другие условия, если в месте ее нахождения
произошло, например, опасное для нее нарушение режима. И естественно, что стабилизация ТВР - главная
забота служб, отвечающих за состояние памятников.
ТВР внутри здания зависит также от климатических условий местонахождения
объекта, от системы отопления и вентиляции внутри него. Влажность наружного воздуха, его загрязненность,
суточные и сезонные колебания температуры существенно влияют на режим внутри здания. Значение имеет
даже расположение здания - допустим, в лесопарке или на открытом высоком холме, за пределами города
или внутри городской застройки.
Можно сказать, что здание либо противостоит окружающей среде, либо открыто
ее непосредственному воздействию, а это естественно отражается на состоянии живописи.
В отапливаемых помещениях оптимальным уровнем относительной влажности воздуха
при температуре от 15 до 21° С считается влажность в пределах от 50 до 60%: в этих условиях различные
пористые материалы и сама живопись приобретают стабильную влажность.
Вода в виде пара и в других своих состояниях (жидком и твердом - лед) поступает
в красочный слой, грунт, основу и подоснову произведения живописи различными путями. К тому же,
она, как правило, содержит в растворенном состоянии агрессивные газы из воздуха (сернистый, серный,
сероводород и другие), различные водорастворимые соли из кладок ограждающих конструкций и штукатурных
основ.
Конденсационная влага. Конденсационной влагой называют воду, накопившуюся в воздухе и осевшую в виде капель или
в виде инея на поверхность произведения.
Если произведение настенной масляной живописи в основе своей имеет различные
материалы (например, металлы и штукатурный слой, лежащий непосредственно на каменной или кирпичной
кладке), вода из воздуха конденсируется на его поверхности особенно интенсивно. Наиболее заметна
конденсация и оседание влаги на поверхности тех произведений живописи, которые находятся на сводах:
теплый воздух поднимается к охлажденной поверхности, "выпадает роса". Своды - особенно в холодные
периоды - имеют более низкую по сравнению со стенами температуру: их кладка гораздо тоньше. Основная
причина насыщения воздуха влагой в хорошо защищенном помещении - мокрая одежда, а также выделение
влаги организмом человека (в среднем за час - около 60 мл воды).
Неправильный режим проветривания помещения также может способствовать проникновению
теплого, насыщенного влагой воздуха, например, когда в жаркие летние дни в целях прогревания и проветривания
помещения окна или двери открывают на солнечную сторону, прогретая солнцем земля отдает влагу воздуху,
и, попадая с воздухом внутрь здания, влага оседает на холодных стенах.
Разрушающее действие конденсационной влаги в промышленных районах усиливается
засорителями воздуха, растворенными в парах воды.
Вода атмосферных осадков проникает под красочный слой произведений, находящихся на открытом воздухе, непосредственно
из атмосферы, а вовнутрь здания - через неисправные кровли и нарушенную гидроизоляцию стен.
Вода, проникающая через своды и потолочные перекрытия, содержит растворенные
соли из материалов кладки, строительных растворов и штукатурок. Помимо этого она насыщается органическими
и минеральными веществами из мусора (птичий помет, трупы птиц и т. п. ), скопившегося на наружной
стороне перекрытий, на чердаках.
Поверхностные и грунтовые воды поступают
через неисправную гидроизоляцию фундамента и непосредственно через кладку низа стен, когда так называемый
культурный слой земли нарос настолько, что поднялся выше гидроизоляционного слоя. Вместе с почвенной
водой в кладку стен проникают растворенные в воде соли и органические вещества почвенного перегноя.
В городах к ним добавляется еще и соль, которой зимой посыпают асфальт для предупреждения наледи.
Скапливающаяся под фундаментом и у нижней части стен вода поднимается по
капиллярам кладки как с внутренней, так и с внешней стороны стен. Интенсивность и высота подъема
влаги в кладке стен зависит от материала кладки, а также от скорости испарения воды: она тем больше,
чем меньше влаги содержит воздух внутри помещения.
В неотапливавшихся ранее церковных зданиях, где в последние годы установлены
батареи водяного отопления, на стенах внутри помещения (непосредственно над отопительными приборами)
появляются зоны высолов: от потока теплого воздуха вода из стен в этих местах испаряется интенсивнее.
Отсюда следует, что, прежде чем устанавливать уровень грунтовых вод, необходимо выровнять до первоначальной
высоты культурный слой, наросший вокруг здания, и позаботиться о системе отвода вод атмосферных
осадков, а также об отмостке вдоль стен здания.
ЗАСОРИТЕЛИ ВОЗДУХА
Воздух городов и промышленных зон постоянно загрязнен сернистым газом, сероводородом,
аммиаком, двуокисью азота, а также дымом, пылью и другими вредными для живописи веществами.
Сернистый газ - SO2 - представляет
собой один из продуктов сгорания каменного угля. Во влажном воздухе и на увлажненной поверхности
произведений живописи, соединяясь с водой, он образует сернистую кислоту, а затем и серную. Обе
кислоты обладают высокой реакционной способностью, Они взаимодействуют, например, со штукатурными
основами настенной живописи, переводя углекислый кальций в водный сульфат кальция - гипс, который,
растворяясь в воде, выходит на поверхность и при высыхании кристаллизуется. Так образуются высолы,
разрушающие грунт и красочный слой масляной живописи.
Аммиак - NH3 - газ, легко растворимый
в воде. Раствор его имеет щелочные свойства. Он вступает в химические соединения со связующими масляной
живописи и с масляными лаками, а оседая на поверхности смоляных лаков, защищающих красочный слой,
вызывает разложение - посинение и повеление лакового покрова. Скапливаясь в холсте, способствует
увеличению в нем влаги, что ведет к развитию бактерий и плесеней.
Сернистый водород (сероводород) - H2S - в произведениях живописи разрушает
многие материалы, в том числе свинцовые белила и другие краски.
Озон - О3 - и двуокись азота - NO2
- активно вступают в химические реакции со многими красками. Ускоряют разрушение волокон холстов.
Все коррозионно-активные газы (SO2, SO3, HC1, NH3,
NO2) разрушают поверхности металлов, на которых исполнены произведения масляной живописи.
Пыль - аэрозоли различного состава.
Она состоит главным образом из мелких минеральных и органических частиц. В культовых помещениях
к ним добавляется значительное количество аморфного углерода от сгорания свечей и масел. Частицы
его адсорбируют из воздуха агрессивные газы и пары воды, увеличивая таким образом их концентрацию
на поверхности живописи.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА ХРАНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАСТЕННОЙ
МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
Правильная эксплуатация здания - основной залог нормального температурно-влажностного
режима.
Внутренние помещения зданий необходимо оберегать от перепадов влажности и
резких колебаний температур. Для этого нужно следить, главным образом, за водосбросом с кровель,
исправностью желобов, карнизов, водосточных труб, за гидроизоляцией фундаментов и нижних частей
стен, а также обеспечить отток атмосферных вод. Оконные проемы должны быть снабжены двойными рамами
или рамами с двойными стеклами. Желательно, чтобы входные двери имели тамбур. В зимний период и
дождливые дни в неотапливаемые здания следует сильно ограничить или, если возможно, совсем прекратить
доступ посетителей.
Решающее значение для поддержания нормального ТВР в отапливаемых зданиях
имеют сроки начала отопительного сезона и его прекращения. ТВР в эти периоды будет оптимальным в
том случае, если температура в помещении начнет постепенно подниматься или опускаться (примерно
на 1° С ежедневно-для помещений жилого типа). В общественных зданиях с большим внутренним объемом
и сложным членением пространства температуру в холодное время года при наличии отопительной системы
надо поддерживать на уровне приблизительно + 10° С. Скорость изменения температуры не должна превышать
1, 5- 2° С (а при проветривании 1° С) в сутки.
Сезонные изменения температуры следует максимально удлинять, делая переходы
наиболее плавными.
Регулирование температуры в помещениях с батареями водяного отопления проводится
с помощью специальных вентилей при двутрубном устройстве отопительной системы в сочетании с естественным
проветриванием или вентиляцией. В помещениях, не имеющих принудительной вентиляции, единственным
средством регулирования воздухообмена является проветривание. С его помощью изменяются влажность
и температура воздуха, скорость его потока, удаляются скопившиеся в помещении газы. При проветривании
не следует допускать резких скачков температуры и влажности внутри помещения, не следует и направлять
поток воздуха на места расположения монументальной живописи. Крайне желательно учитывать скорость
и направление ветра снаружи: при сильном ветре (более 5 м/сек) открывать окна и форточки допустимо
только с подветренной стороны. Необходимо следить за изменениями ТВР по измерительным приборам.
В неотапливаемых зданиях церковной архитектуры для эффективного проветривания
в окнах барабанов устанавливают так называемые клапаны-хлопушки. В оконных проемах максимально устраняют
щели, через которые способен проникать воздух. У наружных дверей устраивают тамбуры. Процесс проветривания
рекомендуется осуществлять путем планомерного открывания и закрывания дверных проемов и окон нижнего
ряда.
Система проветривания для каждого здания вырабатывается либо эмпирически
(в ходе многолетних наблюдений), либо с приглашением специалистов-климатологов по интерьерам архитектурных
сооружений. Они располагают сведениями о том, каковы температура и влажность в разных регионах страны
по сезонам. Например, в северных широтах России с конца октября до середины апреля температура наружного
воздуха отрицательная, влажность пониженная, а в центральных областях аналогичный период короче:
с середины ноября до конца марта. В начале этого периода температура внутри здания выше, чем снаружи,
а по окончании его - наоборот. Поэтому в весенние месяцы проветривание помещения часто приводит
к конденсированию влаги, которое выявляется обычно в образовании инея или обледенений на внутренних
поверхностях стен (живописи). Особенно опасен период с конца марта по первую половину апреля, когда
внутри здания сохраняется отрицательная температура, а снаружи столбик термометра поднимается выше
0° С, отчего влага конденсируется на поверхности живописи. Поэтому в такие периоды для проветривания
нужно выбирать время, когда разница между температурой наружного и внутреннего воздуха невелика.
Раньше с этой целью церкви обычно проветривали ночью или рано утром. Теперь, к сожалению, сотрудники
музеев - при регламентированном рабочем дне - делают это днем, в результате чего страдают живопись
и экспонаты, постоянно находящиеся в неотапливаемых помещениях бывших церквей. За летний период
разница между температурой и влажностью внутри и снаружи помещения постепенно выравнивается. В жаркие
дни проветривание лучше проводить в утренние или вечерние часы, а днем для проветривания помещения
не открывать окон и дверей на солнечную сторону. В осенний период и в период перехода к зиме при
проветривании нужно стараться как можно дольше сохранять теплоту стен внутри здания. Для этого полагается
резко снизить интенсивность проветриваний, а с наступлением холодов (температура ниже 0° С) и вовсе
прекратить их, законсервировав здание или его неотапливаемую часть на зимний сезон.
Повышение или понижение относительной влажности воздуха в помещении даже
на 5% приводит к влагообмену между материалами произведения живописи и воздушной средой, с одной
стороны, и материалами ограждающих конструкций - с другой, что влечет за собой набухание или усушку
отдельных частей произведения.
Изменение влагосодержания в каждом из материалов ведет, таким образом, к
увеличению его объемов (набухание) или к их уменьшению (усушка). Различные материалы реагируют на
это по-разному.
Штукатурные основы. Сезонные колебания ТВР вызывают то увлажнение, то пересыхание штукатурного слоя, состоящего
из извести, гипса, керамических и песчаных компонентов, а также растительных волокон. От изменения
ТВР капиллярная влага в порах штукатурного слоя постоянно мигрирует. В результате происходит движение
водорастворимых солей, находящихся в кладке и штукатурке. При понижении влажности внутри помещения
и усиленном потоке воздуха непосредственно у поверхности живописи водорастворимые соли скапливаются
под красочным слоем, поскольку он малопроницаем для воздуха и влаги. Влага и кристаллы солей из
материалов штукатурного слоя, скопившиеся там, "отдирают" красочный слой от поверхности штукатурки.
Именно в таких местах и получаются вздутия красочного слоя и деструкция грунта. Если красочный слой
имеет кракелюры, соли проникают через них и, расширяя и деформируя их, появляются над поверхностью
живописи. Такие высолы часто называют "грибком", хотя на самом деле с биопоражениями - плесневыми
грибами - они не имеют ничего общего. Их состав - минеральный. Правда, при повышенной влажности
эти места действительно бывают иногда поражены плесневыми грибами.
В зимний период вода, скопившаяся в штукатурном слое, замерзает - кристаллизуется
и, увеличиваясь в объеме, разрушает структуру штукатурного слоя.
В результате штукатурный слой декристаллизуется, т. е. теряет монолитное состояние, разрыхляется
и в конце концов превращается в сыпучую массу, которую удерживает от рассыпания только красочный
слой масляной живописи.
Деревянные основы. Живопись на деревянной основе (досках, отесанной поверхности бревен) и на холстах, наклеенных
на древесину, очень чувствительна к колебаниям ТВР. Малоэластичный слой масляной живописи не способен
набухать и усыхать вместе с древесиной. Изменение параметров древесины (в результате насыщения водой
стенок древесного волокна) и особенно замерзание воды внутри волокон приводит к ослаблению связи
между основой и красочным слоем. Кроме того, повышенная влажность является причиной поражения древесины
плесневыми грибами, бактериями и даже водорослями. Постоянное движение волокон древесины от переизбытка
или недостатка влаги приводит к трещинам вдоль волокон; трещины эти разрывают красочный слой и даже
ткани, наклеенные на его поверхность именно в целях предотвращения разрывов красочного слоя. Особенно
велики щели, которые появляются между отдельными досками, - в тех случаях, когда каждая доска закреплена
по концам гвоздями к брусьям или бревнам конструкции. Кроме того, гвозди, как правило, сильно корродируют,
также вызывая повреждения живописи.
Холстяные основы. В отличие от волокон древесины, прочно сросшихся между собой, волокна в нитях свободны.
Они соединены (скручены вместе) при производстве нитей. Нити в тканях сгруппированы в две системы
(основу и уток), расположенные во взаимно-перпендикулярных направлениях. При набухании и усушке
они приобретают большую подвижность как в поперечном, так и в продольном направлениях. От этого
при смене ТВР холст плафона или настенного панно либо провисает, либо сильно натягивается, что,
в свою очередь, растягивает или сжимает грунт и красочный слой масляной живописи - и они растрескиваются.
Из-за попеременного набухания и усушки нити холста пребывают почти в постоянном движении, вследствие
чего происходит их взаимное истирание и - как результат - обветшание всей ткани. Целлюлоза волокон
ткани, поглощая с влагой кислород, окисляется - нити становятся хрупкими, малоэластичными, утрачивают
механическую прочность.
Так, повышение температуры до 25 - 30° С при относительной влажности ниже
50% приводит к пересыханию волокон холста. Клеевой и эмульсионный грунты со временем становятся
ломкими, вызывая повреждение красочного слоя. В то же время для масляной живописи на холсте опасно
пребывание в условиях 70-75%-ной влажности воздуха в теплом помещении. Насыщаясь влагой, холст,
клеи и грунт не только набухают, но и загнивают: в них развиваются гнилостные бактерии и при постоянно
повышенной влажности воздуха прорастают споры плесневых грибов. Плесень покрывает в первую очередь
невидимую тыльную сторону холста плафона или настенного панно, натянутого на подрамник. Холст сгнивает.
Грунт распыляется. Красочный слой утрачивает прочную основу, отстает от грунта, растрескивается,
осыпается. Если в красочном слое уже имелись трещины-кракелюры, то плесневые образования выходят
через них на лицевую сторону произведения, воспроизводя контуры трещин. Поэтому борьба с плесневыми
образованиями должна вестись не с лицевой стороны произведения, где они вторичны, а с тыльной (со
стороны холста): именно оттуда идет прорастание плесени.
Металлические основы. Для масляной живописи использовали и продолжают использовать листы меди, железа, цинка,
алюминия. Сам слой масляной живописи способствует защите поверхности металлов от коррозии. Однако
коэффициенты температурных расширений металлов значительно превосходят те же коэффициенты у красок.
Разность в коэффициентах приводит к разрывам и осыпаниям красочного слоя и открывает доступ влаге
непосредственно к поверхности металла.
Все металлические основы сами по себе способствуют конденсированию влаги
на поверхности красочного слоя при перепадах температуры и влажности. Поэтому они хорошо держат
красочный слой только в помещениях с нормальным ТВР. Из наружных же росписей прежде всего подвергаются
разрушениям именно росписи на металлических основах - причем ранее других росписи на железных основах.
Окисляясь, железо образует водную окись, которая обладает высокой гигроскопичностью. Она усваивает
влагу (даже при нормальной влажности атмосферы), набухает и расширяется под красочным слоем, отрывая
его от поверхности металла, от чего усиливаются разрушения и утраты живописи.